Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

Опубликовано в журнале: Арион 1996, 3





генрих cапгир

 

лувр

 

1

не тот кипящий

под стеклянной -

площадь подземная -

пирамида

не тот уставленный -

посетители

не тот увешенный -

потолки

не с улицы Риволи -

толпы туристов

не с набережной Сены -

солнечно и пустынно

не с угла Комеди Франсе -

золотая сидит на коне

воплощая величие нации -

и даже не из Парижа -

из Аньера

из квартиры моей дочери

дверь открыл в коридор -

и вошел

сразу пусто и свет -

вспомнишь Пруста:

не то остров

не то помещение

просматривается насквозь

где-то картины

иду на авось

трогаю: стены

где картины?

не видно ни стен

ни картин -

один

но слышу: рядом - выше

и дальше как снаружи

перекрикиваются как на стройке

блоки скрипят - подъемник

ближе - кашляют шаркают

идет развеска картин

обернулся - весь на свету!

бородатые в латах

меня окружают стражники

один из них поднял фонарь

я молод и зол

я их начальник

я скалю зубы

будто мне все нипочем

слуга отвернулся

и гладит борзую

(дугою белая в пятнах)

в тени мой противник

укрылся шляпой и -

ничего не происходит

кинжалом клянусь мадонной!

сейчас! напрягаю мышцы

сыплются чешуйки краски

холст вздулся буграми

трещит -

разорвался как взорвался!

противника - пополам!

дева выпала из окна

из корсажа - свежайшие яблоки -

из моего во внешнее время

бегущее как таракан

испачканный красками

мой мучитель - создатель!

еще с подмалевка

торчат воротник и усы

все в той же позиции -

ты виноват! -

запечатлел запечатал

(сам остался там

на фоне сияющих окон

как и тот - бронза

плечом и коленом

и кусок черствеющей булки

две глиняных кружки вино..)

я - письмо неизвестно куда

хотя почему я - письмо?

я - огонь горю в фонаре

я потрескался и запылился

но еще освыещаю лица

бородатые - охра с сиеной

снизу их кто-то рассматривает

что там - не осветить

кто там - не разглядеть

потусторонний мир

от которого старая рама

оберегая лепная

все событие обнимая

как мама

что есть картина?

сооружение

не проще гильотины

на уровне Нового Моста

со всеми его зеваками

и бледными неблесами

и смотрит в окно

бровастое солнце художника

из-под потрепанной шляпы -

обрадовалось простору

выставленного холста

в лавке на рю дю Темпль

что в квартале Маре...

обернулся к приятелю:

то что мне нужно

для моей композиции

они в Академии -

облезлые парики

подавай им размер для Лувра

поедем к Мадлен!

2

прояснить реальность стараюсь -

проясняется лишь Солярис

где все - игра и пена в море

не то в потустороннем мире -

там царствует необходимость

и там входя в покои Лувра

похожий на хромого мавра

Мадам! - воскликнул Нострадамус:

для Вас историей займусь!

...и революции и бури

...в Бабуре -

эдаком амбаре

Кабак

поставил свой барак

и состоялся диалог

но посрамлен ли футуролог?

он мог предсказывать спокойно -

пусть принесут вино и фрукты -

героев

катаклизмы

войны

теракты

...и въехал дылда-англичанин

мелькая голыми коленками

на роликах

со станции метро

в подземный вестибюль музея

(загородил меня плечами -

ротозея)

смотрят черные и дети:

что там тикает в пакете?

ТА-ТИ ТА-ТИ ТА-ТИ ТАТИ...

- уборщик мусор не мети!

 

3

 

пока на мрамор катятся обломки

как в замедленной съемке...

пока одни ошеломлены

другие ползают в крови не понимая...

пока полиция...

пока правительство...

все эти сиятельства и превосходительства...

все обстоятельства...

я создал свой Лувр

окружил моим Парижем

посреди моей прекрасной Франции

шутка ли столько работы!

картины колонны

даже негр в униформе

(заменю его на китаянку)

высокая тишина -

и эту выстроил сам

из недалекой стены

бьет кучерявый прибой

и вечно летят эти брызги Курбе

на долетая

или оранжевый отсвет Гогена

губы коричневым - груди колена

...мертвых живых ли -

не люди а вихри

...ближе к офортам гравюрам -

и ты обозначен

пунктиром

в квадратном просвете

(одолжил покойный Малевич

моему отцу) -

пустыней

задувает оттуда

в песчаной метели

стремительно путник в сером

приближается как удаляется...

не ухватишь края одежды

а лицо - кипарисом в небо!

у меня здесь двигаются стены

как у Глезера на Преображенке

открываются неожиданно

колоннады и перспективы

коридоры ведут не туда -

лестницы

легко заблудиться

сколько чающих пропало

в пространствуе и времени

в ином измерении

я встречал сумасшедших

блуждающих

из жизни ушедших

или о ней не подозревающих

двое прошли

обсуждая вопрос:

сколько ангелов может усесться

на ус

Сальвадора Дали?

я - пас...

я меня - сердце...

я например

чтобы мне мой Лувр не стал кошмаром

знаю как вернуться

в Аньер

на рю де ля Марн

к внуку и жене

как повернуться

в замочной скважине

откуда бьет сноп света



Версия для печати